Что включить в структуру учебного плана
ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметы, модули и курсы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст.2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.
Пояснительная записка
Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.
Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы, модули и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, приложите протокол заседания.
Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов, модулей именно столько часов и лет обучения. Общее количество часов должно совпадать с содержанием рабочих программ, в том числе с их тематическим планированием, и укладываться в границы, которые установили ФГОС НОО и ООО.
Сетка часов учебного плана
Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили минимум две составляющие: 1) время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, курсам, модулям, – общее количество в течение года и количество часов в неделю; 2) предметы, курсы, модули обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. Показатели не изменились по сравнению со старыми стандартами. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.
Формы промежуточной аттестации
Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст.2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.
Какие предметы, курсы и модули включить в учебный план
Включите в учебные планы предметы, курсы и модули, которые входят в обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Новые ФГОС требуют, чтобы в план также включили курсы внеурочной деятельности (п. 24 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО). Скорее всего, это сделали для того, чтобы удобно было считать процент соотношения двух частей – обязательной и формируемой. Ведь чаще всего курсы внеурочной деятельности входят в часть, формируемую участниками образовательных отношений. При этом отдельный план внеурочной деятельности остается обязательным компонентом ООП.
В обязательную часть учебного плана включите предметы, курсы и модули, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).
Новые ФГОС НОО и ООО устанавливают перечень обязательных предметов, курсов и модулей (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Подробнее смотрите в таблице.
Что включить в обязательную часть учебного плана
Обязательная предметная область | Учебный предмет, курс, модуль |
Начальное общее образование | |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык |
Литературное чтение | |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации |
Литературное чтение на родном языке | |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание («окружающий мир») | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики | Модуль «Основы православной культуры» |
Модуль «Основы иудейской культуры» | |
Модуль «Основы буддийской культуры» | |
Модуль «Основы исламской культуры» | |
Модуль «Основы религиозных культур народов России» | |
Модуль «Основы светской этики» | |
Искусство | Музыка |
Изобразительное искусство | |
Технология | Технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Основное общее образование | |
Русский язык и литература | Русский язык |
Литература | |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации |
Родная литература | |
Иностранные языки | Иностранный язык |
Второй иностранный язык | |
Математика и информатика | Математика, включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» |
Информатика | |
Общественно-научные предметы | История, включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» |
Обществознание | |
География | |
Естественнонаучные предметы | Физика |
Химия | |
Биология | |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Учебные курсы или модули из перечня, предлагаемого школой.
Курсы и модули могут входить в состав предметов, например общественно-научного цикла – истории, обществознания, географии |
Искусство | Изобразительное искусство |
Музыка | |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Родной язык и родная литература из числа языков народов России и государственные языки республик изучаются на основании заявлений родителей «при наличии возможностей организации». Такое условие ввели для школ, в которых языком образования является русский (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО).
Закон устанавливает, что для того, чтобы обеспечить право изучать родной язык из числа языков народов России, должно создаваться необходимое число классов, групп, должны обеспечиваться условия их функционирования (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
На уровне основного общего образования опциональным стал выбор второго иностранного языка. Он также изучается только в том случае, если родители указали его в заявлении (п. 33.1 ФГОС ООО).
Если есть, как минимум, кадровые ресурсы, и хотя бы один родитель хочет ввести для своего ребенка родной язык и литературное чтение на родном языке – в начальной школе, или родной язык и родную литературу, второй иностранный язык – в основной школе, вы обязаны это сделать. Для этого перед началом учебного года соберите заявления родителей, чтобы понять, для кого организовать обучение.
Попросите родителей указать в заявлении язык, который они выбирают из школьного перечня для своего ребенка. Предложите воспользоваться готовыми образцами.
образец заявления на выбор родного языка смотреть
образец заявления на выбор второго иностранного языка смотреть
Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составьте на основе опросов учащихся и их родителей. Попросите их выбрать предметы, курсы и модули из списка школы. Поручите работникам заранее составить его и утвердите любым удобным способом – грифом «Утверждаю», приказом или оформите список приложением к локальному акту.
Отразите в части, формируемой участниками образовательных отношений, специфику образовательной организации или региона. Эта часть учебного плана нужна, чтобы удовлетворить разные интересы учеников, их потребностей в физическом развитии и совершенствовании. Содержание формируемой части должно отражать этнокультурные интересы и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Используйте часы формируемой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть.
Не называйте предметы, курсы и модули по выбору так же, как назвали предметы, курсы и модули в обязательной части учебного плана
Проверяющие не смогут различить, где обязательная дисциплина, а где по выбору, и решат, что вы нарушили соотношение частей ООП.
Как распределить нагрузку в учебном плане
Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все года обучения по уровню и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования.
Объем нагрузки по ФГОС-2021
Границы нагрузки | Количество аудиторных занятий за срок освоения ООП по ФГОС-2021 | |
НОО | ООО | |
Минимум | 2954 | 5058 |
Максимум | 3190 | 5549 |
Проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Она должна включать часы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. Проверьте по таблице. При этом учтите, что на внеурочную деятельность выделили еще до 10 часов в неделю в каждом классе.
Максимальная учебная нагрузка школьников
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
при 6-дневной учебной неделе | при 5-дневной учебной неделе | |
1 | – | 21 |
2–4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8–9 | 36 | 33 |
10–11 | 37 | 34 |
Пример Расчет максимальной недельной нагрузки для 5-х классов
Учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе для 5-х классов составляет до 29 часов. Это предел урочных занятий. При этом есть еще до 10 часов на внеурочную деятельность.
Соотношение обязательной и формируемой части – 70 / 30 процентов.
Если в вашей школе вся формируемая часть ООП представлена только курсами внеурочной деятельности и не предполагает уроков, то она может быть до 10 часов. Тогда обязательная часть будет до 23 часов.
Если в рамках формируемой части планируете проведение уроков, то их общий объем вместе с обязательной частью должен быть до 24 часов, чтобы сохранилась пропорция 70 / 30. При этом объем внеурочной деятельности укладывается в норму до 10 часов.
При использовании примерных ООП, учтите, что они носят рекомендательный характер
ФГОС не распределяет изучение предметов по годам обучения. Школа самостоятельно определяет, в каких классах изучать учебные предметы и в каком объеме – количество часов в неделю и учебный год.
Главное, соблюсти пропорцию часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом того, что туда входят часы внеурочной деятельности.
Образцы учебных планов по ФГОС-2021
«Как составить учебный план по ФГОС-2021». Н.В. Княгинина, В.Е. Ярцева
© Материал из Справочной системы «Образование».