По готовым чек-листам проверьте проекты ООП НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021. В чек-листы вынесены контрольные точки, чтобы быстро оценить, все ли новые требования стандартов учли в новых программах.
Чек-лист 1. Целевой раздел
Пояснительная записка | |
В структуру пояснительной записки включили три элемента: цели реализации, принципы формирования и механизмы реализации, общую характеристику программы | |
Цели реализации ООП конкретизировали в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения | |
Указали принципы формирования и описали механизмы реализации программы, в том числе с использованием индивидуальных учебных планов | |
Дали общую характеристику программы | |
Планируемые результаты | |
Зафиксировали общие сведения | |
Использовали примерные рабочие программы по предметам, чтобы сформулировать предметные планируемые результаты | |
Расширили перечень методов и форм обучения, которые нужно использовать при оценке результатов учеников в ООП ООО | |
Указали, как будете оценивать предметные и метапредметные результаты и контролировать личностные |
Структура пояснительной записки. Пояснительные записки к ООП НОО и ООО теперь должны содержать три элемента: цели реализации программы, принципы формирования и механизмы реализации программы, общую характеристику программы. В пояснительной записке больше не нужно описывать общие подходы к организации внеурочной деятельности, как это требовали старые ФГОС.
Цели реализации ООП. Проверьте, чтобы цели были конкретизированы по требованиям ФГОС к результатам освоения программы. Задачи в новых ФГОС не упоминают, поэтому их можно не расписывать.
Используйте цели из примерных ООП по новым ФГОС. Если их еще нет, можете конкретизировать цели так: в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы.
Принципы формирования и механизмы реализации. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП. В новых программах проверьте, что переформулировали принципы под новые ФГОС.
Новая часть в пояснительной записке – механизмы реализации программы. Проконтролируйте, что описали, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов.
Также в этом блоке разработчики новых ФГОС сделали акцент на индивидуальные учебные планы. Это один из механизмов реализации программы, который обязательно нужно описать в пояснительной записке.
Общая характеристика. В этой части пояснительной записки должны быть прописаны общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Проверьте, что указали структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Также перечислите образовательные технологии, которые используются в школе.
Общие сведения о планируемых результатах. Напишите, что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу. Проконтролируйте, что описали структуру и принципы организации.
Планируемые результаты. Подробно опишите результаты освоения программы по блокам: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты должны быть сгруппированы по направлениям воспитания; метапредметные – по видам универсальных учебных действий. Предметные результаты нужно конкретизировать по предметным областям и учебным предметам.
Проконтролируйте, что в формулировках планируемых результатов обеспечили связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов также должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.
Система оценки по новым ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать планируемые результаты освоения ООП, которые вы описали в программе.
Расширьте перечень методов и форм обучения в ООП ООО, которые планируете использовать, чтобы оценить результаты учеников. Проверьте, что добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе и формируемые с использованием цифровых технологий.
Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Но отслеживать формирование личностных результатов нужно, хоть и без оценивания, например, с помощью мониторинга. Поэтому проверьте, что прописали, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты.
Чек-лист 2. Содержательный раздел
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей | |
В рабочих программах учли программу воспитания | |
В раздел «Тематическое планирование» внесли сведения об используемых ЭОР или ЦОР | |
В рабочих программах внеурочной деятельности указали формы проведения занятий | |
Структура рабочих программ соответствует требованиям ФГОС | |
Программа формирования УУД | |
Использовали верное наименование программы: «Программа формирования УУД» | |
На уровне ООО включили блок по финансовой грамотности | |
Описали взаимосвязь формирования УУД с предметными курсами | |
Указали направления и формы реализации учебно-исследовательской деятельности | |
Использовали деятельностный подход | |
Рабочая программа воспитания | |
Сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования | |
Если использовали модульную структуру рабочей программы воспитания, учли рекомендации института изучения детства, семьи и воспитания РАО | |
Правильно назвали и расположили разделы рабочей программы воспитания |
Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС. Убедитесь, что рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности сформированы с учетом рабочей программы воспитания. Проверьте, чтобы в тематическом планировании были указаны электронные образовательные ресурсы по каждой теме.
Структура рабочих программ. Проверьте, чтобы рабочие программы соответствовали требованиям к структуре. В рабочих программах по требованиям ФГОС-2021 должны быть три раздела: содержание учебного предмета, курса, модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля; тематическое планирование, в котором прописано количество академических часов на освоение каждой темы и возможность использовать по этой теме электронные или цифровые образовательные ресурсы.
Проконтролируйте также, чтобы в тематических планированиях рабочих программ курсов внеурочной деятельности прописали формы проведения занятий.
Программа формирования УУД. Проверьте, что в тексте ООП правильно назвали программу: теперь это должна быть программа формирования универсальных учебных действий, а не развития. На уровне ООО проконтролируйте, что зафиксировали в программе формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Убедитесь, что сократили содержание программы за счет описания взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. Проверьте, что описали особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обратите внимание, что в описании должен использоваться деятельностный подход.
Какие разделы должны быть в рабочей программе воспитания по ФГОС-2021
- анализ воспитательного процесса в Организации;
- цель и задачи воспитания обучающихся;
- виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
- система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Рабочие программы воспитания. Проверьте, что сформулировали ценностно-целевые ориентиры воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Это принципиальный момент в новой ООП НОО.
Обратите внимание, что модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Проверьте, какие используете названия разделов программы. Убедитесь, что в программу включили и урочную, и внеурочную деятельность. Так вы обеспечите создание целостной образовательной среды, как требуют ФГОС-2021.
Чек-лист 3. Организационный раздел
Учебный планУчли требования к максимальной аудиторной нагрузке
Выполнили требования к структуре предметных областей
Включили пояснения для учебного плана детей с ОВЗ
Выделили обязательные предметные области, учебные предметы и учебные модули
План внеурочной деятельностиУчли требования к объему нагрузки
Обеспечили вариативность содержания внеурочной деятельности
Описали ресурсы для реализации плана, в том числе сетевое взаимодействие
Календарный учебный графикОформили по-новому
Включили все обязательные элементы по ФГОС
Выполнили требования Гигиенических нормативов и санитарно-эпидемиологические требования
Календарный план воспитательной работыВключили мероприятия и события, которые проводите в школе, и те, в которых школа принимает участие
Учли содержание Всероссийского календаря образовательных событий на учебный год
Включили в структуру все обязательные элементы
Характеристика условий реализации программы Описали все блоки условий: общесистемные требования; требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям
Подробно описали общесистемные требования
Условия информационно-образовательной среды описали в соответствии с этапом цифровизации в школе
Материально-технические условия описали с учетом реализации АООП
В учебно-методические условия включили характеристики оснащения всех элементов школьной информационной среды
Описали в психолого-педагогических условиях возможности профилактики, дифференциации, индивидуализации, формирования информационной культуры в учреждении
В описании кадровых условий учли требования Профстандарта
Финансовые условия описали как гарантии получения общедоступного и бесплатного образования
Все условия, которые описали в ООП, способствуют созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам
Учебный план. В новых ФГОС изменились границы аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО. Проконтролируйте, что учли эти изменения.
Убедитесь, что в предметных областях выделены не только учебные предметы, но и учебные курсы, учебные модули из обязательного перечня. Проверьте, что выстроили структуру предметных областей по новым требованиям. Памятки с набором предметов, курсов и модулей в предметных областях для ООП НОО и ООО скачайте ниже.
Обязательные предметные области, учебные предметы (учебные модули), которые нужно включить в учебный план НОО по новым ФГОС
Проверьте, что включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ, описали подходы к включению и исключению предметных областей и учебных предметов с учетом особенностей таких детей.
План внеурочной деятельности. Проверьте, чтобы объем внеурочной деятельности соответствовал новым нормам для НОО. Теперь это максимум 1320 часов за 4 года вместо прежних 1350.
Посмотрите, как обеспечиваете вариативность содержания внеурочной деятельности – состава, структуры, форм. Это должно происходить не только за счет учета интересов детей, но и учета их потребностей, а также запросов родителей. Помните, что новые ФГОС не содержат прямого указания, что форма реализации внеурочной деятельности должна отличаться от урочной, а для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций.
Календарные учебные графики. Проверьте, как оформили КУГ. В них теперь не нужно указывать продолжительность четвертей или триместров. Также в новых ФГОС закрепили, что КУГ нужно разработать в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.
Календарный план воспитательной работы. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа и в которых школа принимает участие. Проверьте также, что включили в план обязательные образовательные события из Всероссийского календаря.
Жестких требований к форме календарного плана воспитательной работы нет. Но обязательно нужно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности; классов или групп школьников – участников этих мероприятий; сроков проведения и подготовки; ответственных лиц.
Характеристика условий реализации ООП. Новые ФГОС уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педработникам. Поэтому порядок и содержание описания условий изменились.
Проверьте, что в блоке «Общесистемные требования» подробно и точно описали условия, которые обеспечивают возможности формирования функциональной грамотности учеников, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Обратите внимание, в какой степени созданы, описаны и соответствуют ФГОС и процессу цифровизации условия информационно-образовательной среды.
Убедитесь, что требования к материально-техническому обеспечению учитывают условия реализации адаптированной программы. Добавьте описание требований к кабинетам по предметным областям.
Проконтролируйте, чтобы учебно-методические условия включали характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все эти условия должны помогать обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы ООО, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
В описании психолого-педагогических условий особое внимание уделите профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям отражайте с учетом квалификационных требований Профстандарта. Ключевое требование к описанию финансовых условий – формулировки о соблюдении в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования; возможность реализации всех требований и условий, которые предусматривает ФГОС
«ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие»
© Материал из Справочной системы «Завуч».