Как сформировать функциональную грамотность учащихся

Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).

ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).

Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.

Какие документы принять по развитию функциональной грамотности

План мероприятий по развитию функциональной грамотности в школе  образец

Приказ об организации работы по развитию функциональной грамотности  образец

Издайте приказ, чтобы назначить ответственных и раздать поручения по развитию функциональной грамотности в школе. Ответственным за реализацию плана мероприятий назначьте заместителя директора по УВР. Поручите ему контролировать и координировать работу других ответственных, указанных в плане.
Поручите педагогам подготовить изменения в рабочих программах и включить в учебный процесс работу с заданиями из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности. Также надо предусмотреть оценочные материалы, чтобы проверить достигнутые результаты. Приказом можно утвердить и план мероприятий по развитию функциональной грамотности в школе.
Чтобы повысить показатели сформированности функциональной грамотности в школе, организуйте работу по двум направлениям: с педагогами и учениками.

Работа с педагогами

Объясните педагогам, что такое функциональная грамотность, как ее развивать и для чего. Расскажите это на педагогическом совете. Поручите коллегам детальнее обсудить этот вопрос на заседаниях методических объединений. Так будет удобнее, потому что в функциональной грамотности выделяют шесть направлений: читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Какие-то направления могут больше касаться определенных учителей, например математическая и естественно-научная грамотность. Однако надо стараться, чтобы все учителя развивали разные направления функциональной грамотности у учеников. Тогда можно добиться высоких результатов.
Раздайте педагогам памятки о функциональной грамотности.

Памятка. Что такое «функциональная грамотность»

 

Памятка. Откуда брать задания для развития функциональной грамотности

Составьте списки педагогов, которых надо направить на повышение квалификации по тематике функциональной грамотности. Уточните, какие мероприятия в этой сфере проводят муниципальные и региональные методические центры. Направьте туда педагогов.
Обучающие материалы по функциональной грамотности опубликовали на сайте ИСРО РАО. Каждый учитель может ознакомиться с вебинарами, посвященными всем направлениям функциональной грамотности. Список всех мероприятий указали в циклограмме.
Сообщите педагогам, что надо включить в рабочие программы виды деятельности на основе заданий из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности. Их подготовили по шаблонам и алгоритмам исследований PISA. В банке есть задания по всем направлениям функциональной грамотности. Дополнительно специалисты ИСРО РАО готовят общие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности у учеников. Сейчас уже разработали отдельные методички по каждому направлению – опубликовали на сайте ИСРО РАО.

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий:

Читательская грамотность смотреть 

математическая  грамотность  смотреть

естественно -научная грамотность смотреть 

глобальные компетенции смотреть

финансовая грамотность смотреть 

креативное мышление смотреть 

Создайте систему стимулирования педагогов. Предусмотрите премии за высокие показатели учеников по функциональной грамотности. Организуйте соревнования, творческие мероприятия, которые позволят учителям и их ученикам показать свои достижения. Выдавайте педагогам грамоты, благодарственные письма и хвалебные листы за вклад в развитие функциональной грамотности учеников школы.

                                                                                   Работа с учениками

Поручите учителям провести в начале года входную диагностику состояния функциональной грамотности учащихся. Предложите использовать демонстрационные задания ИСРО РАО для 5-х и 7-х классов. Их опубликовали на сайте института по шести направлениям функциональной грамотности. Также можно использовать диагностические работы из электронного банка заданий и других источников.

Попросите проанализировать результаты диагностики. Статистико-аналитическая информация понадобится, чтобы отследить годовую динамику.

Проверьте, чтобы учителя включили в рабочие программы новые задания и предусмотрели мероприятия по развитию функциональной грамотности. Подчеркните, что функциональную грамотность можно развивать не только на уроках. Чтобы добиться максимального эффекта, лучше дополнительно использовать ресурс внеурочной деятельности. Педагоги также должны подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки результатов.
Чтобы ученики овладели навыками функциональной грамотности, учитель должен перестроить свою манеру ведения занятий, по-новому расставить акценты. По результатам пилотного проекта специалисты выделили пять общих ошибок педагогов. Подробнее смотрите в таблице. Попросите заместителя директора по УВР обращать на них внимание при проверке.
                                                                               Типичные ошибки учителя на уроке

Ошибка Почему ошибка. Что должно быть
Учителя «слишком много» на уроке Дети не имеют возможности проявить себя, высказаться и т. д. Чтобы развить метапредметные навыки, у каждого ребенка должно быть много самостоятельной практики. Учитель не должен занимать большую часть урока объяснениями
Учитель привык давать большое количество однотипных заданий Это снижает эффект новизны, создает стереотипы, что является противоположностью функциональной грамотности
Учитель привык работать только с верными ответами учеников Разбирать надо и неверные ответы. Надо помочь ребенку находить верные мысли даже в неверном ответе и объяснить, почему лучше скорректировать их дальнейший ход
У учителя мало навыков представлять информацию графически, символьно – в виде рисунков, схем Мозг человека лучше усваивает яркую и структурированную информацию. Поэтому учитель должен сам хорошо владеть навыками работы со схемами, инфографикой и учить этому детей
Учитель не замечает, что работа в группах неэффективна, или не знает, как это исправить Работа в малых группах полезна для развития метапредметных навыков детей. Однако, если педагог не может ее правильно выстроить, работа не принесет желаемого результата. Дети могут не понять задание, разговаривать о стороннем вместо того, чтобы выполнять предложенное задание, и т. д. Также неэффективна работа, если в группе слишком много человек – не все смогут одинаково принять участие в процессе

В конце учебного года  проведите  итоговую диагностику функциональных навыков учеников. Предложите воспользоваться заданиями, подготовленными ИСРО РАО и опубликованными на их сайте. Сравните результаты с итогами входных измерений. Работа проведена успешно, если ученики умеют:

  • рассуждать;
  • строить программу эксперимента;
  • анализировать все условия задания;
  • работать с текстом задания, в том числе отбирать содержание, необходимое для работы, и отсекать ненужную информацию;
  • формулировать задачу без лишней информации и т. д.

Поручите ответственному за сайт разместить информацию о мероприятиях школы по развитию функциональной грамотности. Законодательство не обязывает это делать. Однако так вы сможете дополнительно информировать детей и родителей о важности формирования функциональной грамотности, успехах школы на этом пути. Материалы удобнее опубликовать в отдельном разделе, чтобы проще было их найти.

Как оценить работу по развитию функциональной грамотности

Поручите заместителю директора по УВР мониторить результаты формирования функциональной грамотности учеников. Например, попросите в течение учебного года проверять, как учителя вводят в учебный процесс задания из электронного банка заданий, как ученики справляются с ними, все ли условия созданы в школе. Чтобы заместителю было проще, предложите воспользоваться чек-листом для экспресс-проверки.

Чек лист проверки работы школы по развитию функциональной грамотности смотреть 

«Как организовать работу по развитию функциональной грамотности в школе». Р.А. Дощинский, В.Е. Ярцева
© Материал из Справочной системы «Образование».

 

Дата обновления страницы: 31.08.2022

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930